О центре

Положение

о Ресурсном центре инклюзивного образования (скачать) 

1.       Общие положения

Настоящее Положение регламентирует порядок организации инклюзивного образования обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – инвалиды и лица с ОВЗ), определяет основные направления работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в ННГУ им. Н.И. Лобачевского (далее – Университет) и разработано в соответствии с:
— Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральным законом РФ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
— Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам специального профессионального образования»
— Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 N 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
— Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;
— Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации (08.04.2014 N АК-44/05вн);
— уставом ННГУ;
— Положением об Институте реабилитации и здоровья человека;
— Положением о ресурсном центре инклюзивного образования;
другими локальными нормативными  правовыми актами ННГУ.

  1. Термины и определения

2.1.  Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
2.2.  Специальные условия для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ в Университете — условия обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных модулей и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание Университета и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и лицами с ОВЗ.

  1. Цели и функции

3.1. Цель инклюзивного образования:
обеспечение качества и доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ в Университете, а также создание условий для их успешной социализации и полноценной интеграции в общество.
3.2. В целях создания условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по программам среднего профессионального и высшего образования структурные подразделения Университета выполняют следующие задачи и функции:

  • разработка и реализация подготовительных курсов и проведение профориентационной работы для потенциальных абитуриентов-инвалидов и лиц с ОВЗ факультетами и институтами совместно с ресурсным центром инклюзивного образования;
  • разработка и реализация программ дистанционного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ факультетами и институтами совместно с институтом открытого образования, ресурсным центром инклюзивного образования и медиа центром с использованием возможностей информационно-технологической базы;
  • сопровождение и адаптация инвалидов и лиц с ОВЗ к условиям и режиму учебной деятельности, организация студенческого волонтерского движения, осуществляемое управлением молодежной политики и воспитательной работы совместно с факультетами и институтами, ресурсным центром инклюзивного образования;
  • проведение профориентационной работы и содействие трудоустройству выпускникам-инвалидам и лицам с ОВЗ, осуществляемое факультетами и институтами совместно с центром карьеры, ресурсным центром инклюзивного образования. Ресурсный центр инклюзивного образования совместно с центром карьеры являются координаторами профориентационной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ.

 

  1. Организация учебного процесса
    для инвалидов и лиц с ОВЗ

4.1. Обучение по образовательным программам инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется Университетом с учетом особенностей 3 категорий обучающихся: с нарушением зрения, с нарушением слуха, с ограничением двигательных функций.
4.2. Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ в Университете осуществляется в общих группах совместно с другими обучающимися. Возможно обучение по индивидуальному учебному плану, а также обучение  с применением  дистанционных образовательных технологий.
4.3. При наличии в группе  инвалидов и лиц с ОВЗ используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
4.4. В учебном процессе для инвалидов и лиц с ОВЗ применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с различными нарушениями, обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся.
4.5. Обучение инвалидов по зрению предметам, связанным с освоением компьютерных технологий, организуется во взаимодействии с тифлоинформационным отделением ресурсного центра инклюзивного образования Института реабилитации и здоровья человека.
4.6. Образовательная информация, размещаемая на официальном сайте Университета, разрабатывается в соответствии со стандартом обеспечения доступности web-контента (WebContent- Accessibility).
4.7. Подбор и разработка учебных материалов преподавателями производится с учетом того, чтобы обучающиеся с нарушениями слуха получали информацию визуально.
4.8. Для  обучающихся с нарушениями зрения преподаватель обеспечивает подбор учебных материалов, тифлоинформационное отделение ресурсного центра инклюзивного образования Института реабилитации и здоровья человека  обеспечивает их  адаптацию таким образом, чтобы обучающиеся могли использовать учебные материалы аудиально с применением персонального компьютера.
4.9. В вариативную часть рекомендуется  включить специализированный адаптационный модуль  «Стратегии адаптации лиц с ОВЗ  к особенностям образовательной среды вуза».
4.10. Преподаватели, обязаны учитывать особенности обучающихся с нарушением зрения, с нарушением слуха, с ограничением двигательных функций и предлагать им альтернативные методы выполнения и контроля самостоятельной работы и промежуточной аттестации. Своевременное информирование преподавателей об инвалидах и лицах с ОВЗ в конкретной группе осуществляет заместитель  декана факультета/заместитель директора института.
4.11. Для профессорско-преподавательского состава Университета организуются занятия в рамках повышения квалификации, в том числе по программам, направленным на формирование компетенций по реализации инклюзивного образования.
4.12. При необходимости для инвалидов и лиц с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для магистрантов — на полгода). Порядок зачисления и перевода на обучение по индивидуальному учебному плану регламентируется  соответствующим Положением Университета.
4.13. Для инвалидов и лиц с ОВЗ в Университете устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья на основе соблюдения принципов адаптивной физической культуры и здоровьесбережения.
4.14. В целях обеспечения специальных условий обучения инвалидов и лиц с ОВЗ учебно-методическим управлением ведется их специализированный учет в информационной системе на этапах их поступления и обучения.
4.15. На официальном сайте Университета и страницах структурных подразделений сайта в разделе «Инклюзивное образование» размещаются и актуализируются по мере обновления: информация о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, адаптированные дополнительные модули с учетом различных нозологий, виды и формы сопровождения обучения, информация о наличии специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличии безбарьерной среды, прочие документы и сведения.
Имеется альтернативная версия официального сайта Университета для слабовидящих.

  1. Практика и трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ

5.1. Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ОВЗ производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся и рекомендации медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида выдается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. Инвалид или лицо с ОВЗ предоставляют рекомендации медико-социальной экспертизы, индивидуальную программу реабилитации при приеме на обучение в Университет по своему усмотрению.
5.2. При направлении инвалида и лица с ОВЗ в организацию или предприятие для прохождения предусмотренной учебным планом практики Университет согласовывает с организацией (предприятием) условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида. При необходимости для прохождения практик могут создаваться специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций.
5.3. Мероприятия по содействию в трудоустройстве выпускников-инвалидов осуществляются центром карьеры совместно с ресурсным центром инкзюзивного образования во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями.

  1. Доступность зданий и территорий Университета

для инвалидов и лиц с ОВЗ

6.1. В Университете проводятся мероприятия по созданию безбарьерной среды с учетом потребностей следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
— с нарушениями зрения;
— с нарушениями слуха;
— с ограничением двигательных функций.
6.2. Соответствующими службами, занимающимися развитием материально-технической базы Университета совместно с Центром инклюзивного образования составляется план мероприятий по следующим направлениям работы:
— оборудование подъездных пандусов с поручнем ко входу в здания Университета;
— создание отдельных мест для парковки автотранспортных средств инвалидов;
— оборудование доступных входов, обеспечение беспрепятственного доступа обучающихся из числа лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения зданий Университета, а также оборудование в указанных помещениях пандусов, поручней, расширенных дверных проемов; приобретение специальных кресел, приобретение или оборудование подъемных устройств и др.
— обеспечение средствами информационно-навигационной поддержки, включая визуальную, звуковую и тактильную информацию;
— предоставление справочной информации о расписании учебных занятий и размещение в доступных местах и в адаптированной форме для обучающихся с нарушениями зрения;
— оборудование специальных санитарно-гигиенических помещений, доступных для обучающихся с ограничением двигательных функций;
— оборудование специальных учебных аудиторий;
— создание специализированных мест для инвалидов и лиц с ОВЗ в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, библиотеке;
— обеспечение системой сигнализации и оповещения для обучающихся с нарушениями зрения и слуха, включая визуальную, звуковую и тактильную информацию;
— другие направления работы, обеспечивающие создание безбарьерной среды.
6.3. Данный план мероприятий составляется на 1 год, исходя из финансовой обеспеченности деятельности Университета, обсуждается с руководителями структурных подразделений Университета и утверждается к исполнению ректором, не позднее 1 февраля каждого года.
6.4. Руководители структурных подразделений Университета вправе инициировать предложения по созданию условий безбарьерной среды.  Предложения направляются в Центр инклюзивного образования для организации последующего их рассмотрения и включения в план мероприятий.

  1. Комплексное сопровождение образовательного процесса
    и здоровьесбережение

7.1. В Университете осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
7.2. Комплексное сопровождение образовательного процесса предполагает медицинскую, социальную, психолого-педагогическую поддержку инвалидов и лиц с ОВЗ.
7.3. Основным структурным подразделением Университета, обеспечивающим комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ, является  Институт реабилитации и здоровья человека и ресурсный центр инклюзивного образования.
7.4. Реабилитационное сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивает ресурсный центр инклюзивного образования.
7.5. Социальное сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ организует управление молодежной политики и воспитательной работы, которое обеспечивает содействие в решении бытовых проблем, проживании в общежитии, социальных выплат, выделении материальной помощи и стипендиального обеспечения совместно с факультетами и институтами.
7.6. Социальный педагог ресурсного центра инклюзивного образования осуществляет контроль за соблюдением прав обучающихся, выявляет потребности инвалидов и лиц с ОВЗ и их семей в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации.
7.7. Психолого-педагогическое сопровождение организуют деканаты факультетов и институтов Университета, которые обеспечивают контроль процесса обучения (посещаемости, аттестации, ликвидации академических задолженностей и др.) инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с календарным учебным графиком; оказание помощи в организации самостоятельной работы обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ; информирование преподавателей и сотрудников об индивидуальных особенностях, обучающихся на факультете инвалидов и лиц с ОВЗ;  разрешение проблемных ситуаций, возникающих в ходе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Куратор из числа преподавателей и обучающихся организует процесс индивидуального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ и их персональное сопровождение в образовательном пространстве: оказывает помощь в оценке и использовании имеющихся ресурсов всех видов для реализации поставленных целей, выполняет посреднические функции между обучающимися и преподавателями с целью организации консультаций или дополнительной помощи преподавателей в освоении учебных дисциплин.
7.8. Педагог-психолог ресурного центра инклюзивного образования обеспечивает создание благоприятного психологического климата, формирование условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, психологическую защищенность абитуриентов и обучающихся инвалидов лиц с ОВЗ, поддержку и укрепление их психического здоровья.
7.9 Специалист управления информатизации по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ помогает использовать технические и программные средства обучения преподавателям и обучающимся, содействует обеспечению обучающихся дополнительными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации, занимается разработкой и внедрением специальных методик, информационных технологий и дистанционных методов обучения.
7.10. Для обеспечения образовательного процесса Университет может приглашать сурдопедагога (сурдопереводчик) для обучающихся с нарушением слуха и тифлопедагога для обучающихся с нарушением зрения.
7.11. Управление молодежной политики и воспитательной работы в рамках организации волонтерского движения привлекает обучающихся и сотрудников из волонтерского движения Университета для оказания помощи инвалидам и лицам с ОВЗ.
7.12. При необходимости разрешается присутствие в здании ННГУ лица, сопровождающего инвалида. Присутствие сопровождающего лица в здании Университета осуществляется при получении временного пропуска, порядок выдачи которого регламентирован Положением о пропускном и внутриобъектовом режиме.

Комментарии запрещены.